Инвентарная опалубка — сборная щитовая конструкция, используемая в монолитном строительства для придания железобетонным изделиям требуемых габаритных размеров и пространственной конфигурации. Применение инвентарной опалубки значительно ускоряет сроки обустройства фундаментов, колонн и перекрытий. В данной статье рассмотрены фиксирующие элементы опалубки — замки и стяжки, а также приведены рекомендации по выбору смазочных материалов для обработки линейных щитов формы.
Базовым составляющим элементом любой инвентарной опалубки — мелкощитовой либо крупнощитовой — являются линейные щиты (палубы). Они выступают в качестве боковых стенок опалубки, придающих бетонируемой конструкции требуемую форму. Щит состоит из несущего каркаса, изготовленного из алюминия либо стали, в ячейки которого устанавливаются фанерные или стеклопластиковые лицевые панели, формирующие гладкую поверхность внутренних стенок опалубки. За придание опалубки пространственного положения отвечают доборные элементы — внешние, внутренние и шарнирные угловые каркасы, посредством которых линейные щиты соединяются в требуемой конфигурации. Все фиксирующие элементы опалубки классифицируются на две группы — стяжки и замки. Рассмотрим каждый из них подробнее. Стяжной винт для опалубки применяется для соединение двух параллельных друг другу стенок формы между собой. Посредством винтов задается требуемая внутренняя ширина опалубки, также они удерживают стенки формы, предотвращая их распирание под давлением бетонной смеси. Стяжной болт состоит из двух элементов — стального стержня с нарезанной по всей длине резьбой и двух стопорных гаек, которые навинчиваются на края продетого в опалубочный щит стержня. Гайка выступает в качестве опорной поверхности для щитов опалубки. Для увеличения площади опирания между гайками и щитом может размещаться металлическая пластина сечением 20*20 см. Гайка под стяжной болт производится методом литья, внутренняя резьба может выполнятся двумя способами — литьем либо нарезкой. Гайка имеет стандартную шестигранную головку и опорное основание, усиленное тремя ребрами жесткости. Удерживаемая прочность стяжной гайки составляет 14 тонн, диаметр опорного основания — 9-10 см, диаметр резьбы — 17/15 мм. С целью увеличения коррозийной устойчивости изделия гайка производится с защитным оцинкованным покрытием. Стяжной болт изготавливается преимущественно из стали, однако в последнее время получили распространение стеклопластиковые винты. Болт имеет стандартную резьбу 17/15 мм (внешняя-внутренняя фаска), длина варьируется в пределах от 0.8 до 3 метров. Для защиты болта от контакта с бетоном при заливке опалубки на внутреннюю часть стержня одевается кожух из пластиковой либо ПВХ трубки, который остается в железобетонной конструкции после бетонирования. Также существует понятие универсальная стяжка опалубки. Такие изделия представляют собой пластиковый крепеж, соединяющий между собой стенки несъемных полистирольных опалубок. На болте предусмотрены закладные фиксаторы под размещение арматурного каркаса. Устойчивость стяжки к разрыву не превышает 250 кг. Замок для опалубки используется с целью соединения смежных линейных щитов опалубки между собой и их крепления к доборным элементам — угловым и шарнирным каркасам. Все замки для опалубки, в зависимости от особенностей конструкции, классифицируются на следующие виды: Клиновой замок представляет собой неразборную скобу из стали либо чугуна. Два параллельные захвата замка соединены перемычкой, в которой размещено гнездо и расклинивающий рычаг. После соединения щитов между собой на смежные части каркаса устанавливается клиновой замок, после чего рычаг забивается молотком в посадочное гнездо. При демонтаже замка рычаг выбивается в противоположную сторону. Преимущества клинового замка - быстрая скорость сборки своими руками, недостаток — большой вес (3-4 кг). Удлиненный замок — аналог клиновой конструкции, в котором зажимные щипцы перемещаются по направляющей прямоугольной раме. Щипцы соединены с помощью стержня с резьбой, стяжка клиньев выполняется посредством завинчивания расположенной на стержне гайки. Удлиненный замок имеет большую рабочую длину (размер зажимаемой поверхности от 1 до 38 см). Преимущество — универсальность и надежность, недостаток — длительная установка и вес (удлиненный замок весит от 5 кг). Пружинный замок, он же «лягушка», применяется как альтернатива стяжному винту, позволяющая соединять стенки опалубки посредством арматуры, без использования стержней с резьбой. Пружинный замок одевается на края продетой между щитами металлической или стеклопластиковой арматуры, после чего упорный рычаг зажимается специальным ключом. Преимущества пружинных замков — низкая стоимость и оперативный монтаж, недостаток — низкая устойчивость на разрыв (до 2 тонн).
Смазка опалубки выполняется перед каждой эксплуатацией формы, она необходима для предотвращения налипания бетона на внутренние пластины щитов, которое значительно усложняет демонтаж опалубки и может стать причиной появления сколов и трещин на лицевой поверхности железобетонной конструкции. Особенно важна смазка при работе со скользящей опалубкой. Для обработки формы должны применятся специальные составы. Использовать отработанное машинное масло для опалубки либо тосол нельзя, поскольку они образуют на поверхности бетона масляные пятна, делающие невозможной финишную отделку изделия. В строительной практике преимущественно используется два вида смазочных материалов: Эмульсол для опалубки — смазка на основе веретенного масла, применяемая для обработки фанерных и стеклопластиковых щитов. Эмульсол реализуется в виде уже готового к использованию состава либо как материал для последующего приготовления. Эмульсол разводится в воде, нагретой до температуры 40 градусов, в которую предварительно добавлена кальцинированная сода (5 грамм на 1 дм3 воды). Согласно инструкции концентрация Эмульсола в водном растворе составляет 35-40% от объема. Нельзя уменьшать концентрацию с целью снизить расход материала, в таком случае смазка не будет иметь требуемых рабочих свойств. Расход приготовленного состава при нанесении — 1 л на 20 м2. Температурный режим от -15 до +60 градусов. Смазка для опалубки Ангрол — готовый к использованию состав на основе солей жирных кислот. Ключевое преимущество перед Эмульсолом — более длительный срок хранения (до 5 лет, у Эмульсола 1 год). Смазка может использоваться в температурном режиме -30 +70 градусов. Расход — литр на 15 м2. Большой расход смазочных материалов при монолитных работах обуславливает их фасовку и реализацию в габаритной таре. Составы отпускаются в бочках емкостью 216.5 литров, средняя стоимость бочки Эмульсола — 9 тыс, Ангрола — 12 тыс. рублей.Конструкция опалубки
Винты для стяжки опалубки
Замки для опалубки
Пружинный замок опалубки (видео)
Обзор смазывающих материалов
Отправить ответ